Госзаказчики не успевают тратить

Госзаказчики не успевают тратить

Счетная палата после критики ведомств за неисполнение бюджетов нацпроектов расширила контроль за расходованием их средств в части госзакупок. Мониторинг на основе данных Федерального казначейства станет публичным и позволит отслеживать ход закупочной кампании внутри года. Пока мониторинг показывает, что «коронакризис» лишь обострил проблему «бюджетного навеса» — сосредоточения значительной части расходов в конце года. Правительственные меры не оказали стимулирующего воздействия на перенос закупок в первое полугодие, расходование по нацпроектам незначительное, а пика закупок вновь следует ожидать в ноябре-декабре.

Претендовавшая на роль главного цифрового контролера нацпроектов Счетная палата опубликовала мониторинг расходов бюджета на госзакупки по нацпроектам — предполагается, что данные на портале spending.gov.ru будут обновляться раз в месяц. Пока пользователям доступны четыре показателя: доля единственных поставщиков и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в таких контрактах, контрактная нагрузка исполнителей (отношение числа контрактов к числу компаний) и статус исполнения контрактов (отношение плановых и израсходованных средств).

Вскоре функционал мониторинга должен вырасти за счет новых показателей, обещают госаудиторы.

Данные о закупочной кампании по нацпроектам получены на основе ежемесячных отчетов Казначейства об исполнении бюджета и Единой информационной системы в сфере закупок, оператором которой также является ФК. Напомним, сведения о закупках госзаказчиков по нацпроектам стали учитываться в ЕИС только с 2019 года — де-факто Счетная палата сделала сведения о расходовании средств контрактов по нацпроектам публичными и доступными для сравнительной аналитики внутри года. Ежеквартальный мониторинг Минфина публикуется с отставанием (в 2020 году таких данных пока нет), первый же отчет о финансовом исполнении госзакупок за 2019 год в разрезе нацпроектов был представлен ведомством в июне и показал превышение их фактического объема по сравнению с запланированными расходами (см. “Ъ” от 3 июня).

При этом в Счетной палате в серии докладов указывали на недостаточное расходование средств нацпроектов: по данным госаудиторов, в 2019 году неиспользованными остались 8,5% бюджетных ассигнований по нацпроектам (см. “Ъ” от 13 января, 6, 20 и 21 февраля). В ответ на критику глава Белого дома Михаил Мишустин поручил правительству оптимизировать контрактную систему и решить проблему «бюджетного навеса» — практики заключения контрактов во второй половине года.

Данные нового мониторинга свидетельствуют, что проблема недостаточного освоения бюджета не решена.

К 15 июня максимальное расходование по закупкам показывает нацпроект «Образование» (18% от запланированных расходов, или 16,7 млрд руб.). Далее с показателем 10% следуют МСП (0,6 млрд руб.) и инфраструктурный нацпроект (21 млрд руб.). Исполнение проекта по малому бизнесу поддержали расходы на господдержку МСП на фоне пандемии, исполнение инфраструктурного проекта с учетом непрерывающихся на время коронавирусных ограничений и сравнительно дорогих контрактов показывает недорасход. По остальным закупкам нацпроектов исполнение не превышает 8%. Де-факто проблема «бюджетного навеса» в 2020 году не будет решена и лишь усугубится из-за коронавирусных ограничений, несмотря на правительственные меры о переносе закупок на второй квартал для поддержания экономики.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: